Сайт Верхнебыковсой ООШ
|
Призёр Всероссийской Олимпиады
|
Лучшие сочинения наших учеников 1. Будущее России - будущее мира. От великой Империи к процветающей России. Автор Шамраев Дмитрий 2. Сила подвига. Автор Лазарев Михаил 3. Память о подвиге. Автор Шевцова Наталья 4. Алые паруса. Автор Шайкина Анастасия. 5.Герои живут рядом. Автор Сериков Евгений.
От великой Империи к процветающей России
Дмиртрий Шамраев, Верхнебыковская средняя общеобразовательная школа Воробьёвского района Лауреат Конкурса творческих работ, посвящённых 100-летию Государственной Думы России
Прощай, ХХ век, убогий и прекрасный, Прощай, двадцатый шаг к безмерной высоте. Прощай, ХХ век, великий и ужасный, Мелькнувший над землей в крови и нищете. А. Дольский.
Какое будущее ждёт нашу Россию? Какой она станет через несколько десятков лет? Что ждет нас там, за какой-то непонятной и в то же время точно и навсегда определенной чертой, где настоящее уже стало прошлым, а прошлое превратилось в далекую историю, которая, мы знаем, когда-то была частью бытия человечества? Эти вопросы вечны, как вечна и сама жизнь. Люди всегда искали ответы на них, пытались заглянуть в свое будущее, предугадать его. И сейчас, я уверен, страну в ХХI веке ждет что-то необыкновенное: может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали. Задуматься над этим меня ещё в десятом классе заставил Николай Васильевич Гоголь, а сейчас представилась прекрасная возможность высказаться по этому поводу. Н.В. Гоголь - писатель, чье творчество по праву вошло в классику русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе обретает зловещую, странную окраску. Так происходит и в основном гоголевском произведении - поэме “Мертвые души”. Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые мы можем условно обозначить как мир “реальный” и мир “идеальный”. “Реальный” мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, - аморальны. Но, живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть пропасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную деградацию, нравственный распад общества. Сейчас, когда речь заходит о великой России, как никогда актуальны стали уродливые образы главных героев поэмы, составляющих целую галерею характеров и типов, лишенных души, все они многообразны, но всех их объединяет одно – их рядом, к счастью, становится меньше. Сегодня приходится с тревогой говорить о том, что в погоне за материальными благами все больше теряется человечность. Общество меняется под влиянием обстоятельств, под влиянием информации. Что будет с нашим поколением, которое воспитывается на американских фильмах, где только насилие, на дешевой литературе, в которой нет духовности? Но гораздо важнее, что «живая Русь» в поэме Гоголя, наконец, становится реальностью. «Мы, люди, действительно отвечаем за этот мир, за все, что в нем происходит и произойдет», - сказал в одном из интервью известный поэт двадцатого века Р. Рождественский. Сегодня главный вопрос нравственной жизни общества, где все наши интересы пересекаются по большому счету, - это, как сказал образно один современный поэт: «Сколько на душу души». А вот - сколько на душу души? Часто ли мы задаем себе этот вопрос? Все люди видят одно и то же вокруг, но одни проходят мимо и многое не заметят, а другие увидят примечательное в самом обычном и напишут, расскажут о красоте окружающего мира, а главное, захотят сделать так, чтобы жила страна и гордилась нами. От великой империи к процветающей России путь длителен и тернист. И этот путь искал в своём произведении Н.В. Гоголь. Уже в названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, ведь душа бессмертна. Для “идеального” мира душа бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в мире “реальном” вполне может быть “мертвая душа”, потому что для него душа только то, что отличает живого от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него “была точно душа”, лишь, когда он стал ”одно только бездушное тело”. Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении. Чичиковская бричка, идеально преобразившаяся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную “птицу-тройку”, завершает первый том поэмы. Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси. Мы сейчас не станем вдаваться в теологические рассуждения, а вернёмся к нашему главному вопросу: «Когда Россия великая станет процветающей Россией?» Моя многоликая и противоречивая Родина перешагнула через конец века и тысячелетия. Хочется верить, что она будет сильной, крепкой, что в ХХI веке ее ждет светлое будущее. Совсем как в стихотворении М. Волошина: Из крови, пролитой в боях, Из краха обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, искуплений- Возникнет праведная Русь- Я за нее за всю молюсь. Я думаю, что Россия будет счастливой, будет процветающей, что пришло время, когда «Единая Россия» ответит на главный вопрос, на который не смог для себя найти ответ Н.В. Гоголь. «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
(«Без России единой- нет России великой» Воронеж, издательство «Алмаз» 2006 Выпуск 1 стр 32-36)
Лазарев Михаил.
Сила подвига, на мой взгляд, не измеряется никакими законами физики, для неё подходят только нравственные критерии. Для массового героизма необходим патриотизм. Патриотический дух народа проявился уже в первые месяцы той далёкой, но до сих пор грозной войны. Только в Москве были сформированы двенадцать дивизий народного ополчения и двадцать пять истребительных батальонов. Писатель-фронтовик К.Симонов сказал тогда о Москве: «Город, похожий на русского человека, такой же непобедимый, как и сам русский человек». «Московская сила, говорили в то время, - врагу могила. Встанем как один, а Москвы не сдадим». Патриотический порыв проявился в многочисленных случаях героизма в самых разных областях народной жизни, как среди военных, так и среди гражданских. Блестящий пример массового героизма русского солдата показали бойцы 316-ой стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова. 28 героев - панфиловцев во главе с командиром В.Г. Клочковым вошли в историю не только своим подвигом, но и словами командира: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». За четыре часа боя они уничтожили 18 немецких танков и почти все погибли, а 17 ноября погиб и их генерал. Самолёт капитана Н.Ф. Гастелло 26 июня 1941 года во время бомбёжки вражеской колонны на дороге Радошкевичи - Молодечно получил пробоину в бензобаке. Возник пожар. Тогда Гастелло вместе с экипажем приняли решение не покидать самолёт на парашютах. Горящая машина была направлена на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолётом, уничтожив многие десятки немецких солдат и большое количество боевой техники. Другой лётчик В.В. Талалихин, 7 августа 1941 года в воздушном бою произвёл таран вражеского бомбардировщика, уничтожив его. Впоследствии сбил ещё 5 самолётов врага. В октябре 1941 года геройски погиб в бою. Война давала всё новые и новые примеры героического самопожертвования солдат и офицеров. И это в первые месяцы войны! Сколько юношей и девушек, вдохновлённых героическим примером подвигов фронтовых героев, штурмовали пороги военкоматов, приписывая себе годы, чтобы быстрее попасть на фронт. Сколько курсантов военных училищ давали себе слово равняться на героев! Среди них был и наш земляк Гудимов Иван Кириллович, который был призван в армию с 1940 года, а на фронт попал только в 1942, так как осваивал непростую военную специальность лётчика в Оренбургском лётном училище, профессию, которая стала делом всей его жизни. Старший лейтенант Гудимов И.К. с первых боевых вылетов стал не только гордостью военной эскадрильи, но и пилотом-мастером воздушной разведки. Заслуги перед Родиной отмечены высокими наградами: двумя орденами Красного Знамени, Орденом Суворова III степени и Отечественной войны I степени. 23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР заместителю командира эскадрильи 448-го штурмового Нарвского авиационного полка присвоено звание Героя Советского Союза. Боевой путь героя, его письма, информация о трудовой деятельности в городе Жуковском, фотографии, газета «Нарвский рабочий», в которой сообщается о том, что наш земляк стал почётным жителем города Нарвы в 1984 году, воспоминания Ивана Кирилловича, его советы школьникам бережно хранятся в МОУ Верхнебыковская СОШ и передаются старшеклассникам как эстафета мужества. О прославленном земляке с нами говорят на уроках ОБЖ, литературы, истории. Не просто говорят, а ненавязчиво показывают пример высочайшего мужества, раскрывают силу подвига человека, который своё военное прошлое называл обыкновенным делом - Родину защищать. Меня до глубины души потрясли строки из одного письма Ивана Кирилловича: «Война несёт смерть, разрушение, горе. По нашей земле ходили фашистские захватчики. Каждый советский человек, человек-патриот, обязан был встать на защиту своей горячо любимой Родины. Это придавало силы в бою. Бой- это повседневная моя работа, которую надо делать хорошо. Каждому солдату страна доверила боевое оружие. В моём случае - самолёт Ил-2.» Это ж каким мастером своего дела нужно быть, чтобы сделать 128 боевых вылетов, из них 18 с разведкой без прикрытия, 2 раза выйти из боя с ранением, стать вновь в строй, встретить Победу и до 1962 года служить в авиации, осваивая ещё 10 видов новых самолётов! Далеко не каждому жителю сёл в нашем районе можно с гордостью назвать себя земляком Героя Советского Союза! Далеко не каждому человеку удаётся прикоснуться к славному прошлому наших прославленных героев. И вдвойне важно, что нынешним старшеклассникам в период подготовки к празднованию 62 годовщины Победы выпала честь стать свидетелями важного события в истории Воробьёвского муниципального района, в истории села Верхний Бык, в истории родной школы. В канун 9 Мая мы сможем стать свидетелями торжественного открытия мемориальной доски Герою Советского Союза Гудимову И.К. Это событие проложит ещё одну связующую цепочку по приобщению школьников к героической истории нашей страны, навечно сохранит память о прославленном земляке, а сила его подвига при каждом взгляде на мемориальную доску будет напоминать о малой родине. Ведь в Великую Отечественную войну ко многим интеллигентам вернулись патриотические чувства, они осознали себя частью великой тысячелетней общности. Весьма знаменательным стало стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины», в котором он гордился тем, что «на свет родила» его русская мать. Для многих откровением стали слова:
Ты знаешь, наверное, всё-таки родина- Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены, С простыми крестами от русских могил. Так и для жителей района, села Верхний Бык, молодёжи, школьников подвиг нашего земляка навсегда буде связан с его малой родиной, которую ради памяти И.К. Гудимова и многих павших односельчан за свободу и независимость страны в годы Великой Отечественной надо сохранить и для наших правнуков. Это самое малое, что мы можем сделать, отдавая дань уважения нашим землякам героям Советского Союза: С.М. Доценко, Г.И. Корнееву, П.К. Шайкину, А.И. Перегудову, И.К. Гудимову и кавалеру ордена Славы М.А. Моисеенко.
Шевцова Наталья. Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы, построившись в отряд, И ждём приказа нового, И пусть не думают, Что мёртвые не слышат, Когда о них потомки говорят.
Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не вернулись. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных кремационных печей, на суше и на дне нескольких морей. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом. После войны выросло не одно поколение, которое не нюхало запаха пороха. Иван Кириллович Гудимов родился в 1920 году в селе Верхний Бык. Тут же учился и работал. После поступил в Оренбургское авиационное училище из города Орска. На фронте с апреля 1942 года. Воевал на Волховском, Ленинградском, 3-м Прибалтийском фронтах. Награждён двумя орденами Красного знамени орденом Суворова 3 степени и Отечественной войны 1 степени, несколькими медалями. Звание Героя Советского Союза заместителю командира эскадрильи 448-го штурмового Нарвского авиационного полка старшему лейтенанту Ивану Кирилловичу Гудимову присвоено Указом Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года. Для меня откровением стала информация о том, что Гудимов И.К. в 1984 году переписывался с учениками нашей школы, я с интересом прикоснулась к письмам Героя Советского Союза, адресованным ребятам и Ольге Павловне Котляровой. Из письма Героя ученикам: « Родился я 9 августа 1920 года. В начале 30-х годов был организован колхоз «Красный партизан», членами которого стала наша семья. Окончил семилетнюю школу, работал в колхозе. А осенью с группой наших ребят и девчат уехал на стройку в город Орск. Весной 1940 года стал курсантом военного училища, а в 1942 году направили в запасной авиаполк, где формировалась эскадрилья связи. В неё-то я и был зачислен. Получив самолёты и выполнив программу тренировочных полётов, эскадрилья перебазировалась на Волховский фронт и приступила к боевой работе. По моей просьбе я был направлен в тренировочный полк для изучения полётов на самолёте «Ил-2». Закончив подготовку, получил назначение в 448-й штурмовой авиаполк. За мной закрепили самолёт №18. Через два дня состоялся мой первый боевой вылет на грозном штурмовике… От полёта к полёту всё лучше разбирался в обстановке, изучал повадки врага. Научился читать поле боя, видеть то, чего в первых боевых полётах не видел. Летать приходилось много. Зимой в сложных погодных условиях, а летом не легче, интенсивные полёты забирали много сил». Закончилась война, а Иван Кириллович продолжал осваивать грозную боевую технику. Из очередного письма мы узнаём, что до 1962 года Гудимов служил в разных авиаполках, летал над водами Балтийского моря и Тихого океана. За это время разобрался в строении и успешно летал на десяти видах самолётов! С 1962 года по состоянию здоровья уволен в запас, но не стал наслаждаться заслуженным отдыхом, а занялся интереснейшим делом в городе Жуковском - работал в научно-исследовательском институте. Из переписки, которую вели школьники с нашим земляком, узнаём, что выбор профессии лётчика определил простой случай, но этот случай в боевой судьбе Ивана Кирилловича Гудимова стал счастливой путеводной звездой. Говорят, что её величество судьба выбирает из огромного количества людей одного и целует его в лоб, а потом поднимает над толпой и всё отведённое человеку время наблюдает за ним, иногда недостойных опускает с пьедестала избранных. Иван Кириллович с честью пронёс знак судьбы, с честью служил своей путеводной звезде, с честью носил звёзды на погонах, получив ещё одну звезду – Звезду Героя Советского Союза. Сейчас многие даже и не знают о войне или изучают события давних лет по учебникам. С одной стороны это замечательно, что выросло не одно поколение, которое ничего не знает о войне, исходя из собственного опыта. С другой стороны, нельзя предавать забвению память о славных тех годах, память о массовом героизме и подвиге советского народа в годы войны. Герои Великой Отечественной достойны восхищения. Они вынесли непосильное бремя тягот и страданий. Люди военного поколения, на мой взгляд, особые люди. Они знают что-то такое, что, к сожалению, ускользает от понимания тех, кто никогда не защищал Родину в боевом строю. Они принесли с фронтов Великой Отечественной в мирную послевоенную жизнь веру в будущее, готовность по первому зову вновь встать в строй, готовность совершить подвиг. Человеческий подвиг определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради жизни других. И подвиг народа - это отражение подвига отдельного человека, умноженного на миллионы. Таким обычным делом и считал в своё время Иван Кириллович свои боевые вылеты. Наш народ не один раз доказывал, что в трудные периоды истории эта готовность к подвигу проявляется особенно чётко. И особенно важно, что уважение к героизму других воспитывает в новом поколении чувство патриотизма. Ведь замечательно, что в нашей школе навеки сохранится память о подвиге Гудимова И.К., которая будет сохраняться вечно в сердцах новых и новых школьников. Шайкина Анастасия. ДЕТСКОЕ ЖИВЁТ В ЧЕЛОВЕКЕ ДО СЕДЫХ ВОЛОС. А.С. Грин
Мне встречу с ним судьба не подарила, И лишь недавно поздние цветы Я положил на узкую могилу Прославленного рыцаря Мечты
Но с детских лет, с тех пор, когда впервые Я в мир чудес, им созданных, проник, Идут со мною рядом, как живые, Весёлые герои его книг.
Они живут в равнинах Зурбагана, Где молодая щедрая земля Распахнута ветрам и ураганам, Как палуба большого корабля.
Где жизнь кипит во всём своём расцвете… Они живут волны, как альбатросы, Невинны и бесхитростны, как дети,- Поэты, птицеловы и матросы.
…Пускай тот мир, нездешний и старинный, От нашей современности далёк; Читаешь удивительного Грина - И душу греет тёплый огонёк.
А он идёт, весёлый, добрый спутник, Повсюду с нами в дружеском строю И вносит в наши творческие будни Романтики певучую струю.
Имя Грина по сей день окружено пёстрым венком причудливых и достаточно нелепых легенд. О нём не расскажешь одним словом. Жизнь его похожа на феерию (скорее необычную, нежели праздничную!), на увлекательный приключенческий роман с трагическим концом. Это был человек со своим, ни на кого не похожим умением видеть и понимать мир; хорошее и дурное переплелось в нём причудливо, необычно. Больше всего он любил и ценил в человеке живую душу, умение до отказа заполнять жизнь мечтами, тревогой, яростью. Все три романа Грина – «Бегущая по волнам», «Алые паруса» и «Золотая цепь» - являются, по существу, выражением тоски человека по несбывшемуся чуду, по счастью, выражением той высокой тоски, какая создаёт путешественников и мореплавателей. Романы Грина дают великолепную канву для мечтателей. По ней они могут расшивать удивительные узоры из тех цветов, которые часто выбрасывают на берега морские прибои. И всё, в том числе и волны, и прибои, и закаты, и скрип снастей, и грустные и весёлые голоса женщин, - всё существует в романах Грина для того, чтобы человек хоты бы на минуту поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни. В этом их ценность. Всё в жизни писателя, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из него в глазах других преступника или злодея. Было непонятно, как этот угрюмый человек пронёс через мучительное существование дар могучего доброго воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Пережитые трудности отняли у писателя любовь к действительности: она была слишком страшной и безысходной. Он всегда пытался уйти от неё, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня. Начав писать, Грин создал в своём творчестве героев с сильными и независимыми характерами, весёлых и смелых, населяющих прекрасную землю, полную цветущих садов, пышных лугов и бескрайнего моря. Эта выдуманная «счастливая земля», не нанесённая ни на одну географическую карту, должна быть тем «райским уголком», где счастливы все живущие, нет голода и болезней, войн и несчастий, а жители её занимаются созидательным трудом и творчеством. В повести «Алые паруса» Грин развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не даёт успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного, умение понимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь. Писатель был убеждён, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Грин мечтал об « ослепительном случае» и радости, наполнял этими фантазиями свои произведения, но особенно ярко они проявились в феерии «Алые паруса», написанной в 1920-1921 годах. Всё необычно в этом, казалось, простом повествовании. Повесть построена на внутреннем сопоставлении двух героев: Ассоль и Грея. Маленькая мечтательница Ассоль живёт в некотором мире среди игрушек, созданных её отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они предстают к берегу, отдают причал и честь честью точно живые, сядут на берегу закусывать». Ни к этому ли стремиться любой художник, чтобы его творение были бы «как живые», радовали сердца людей. Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: « … Грей шёл к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой». Создать волшебство повествования, дойти до сознания читателя помогают автору образный язык произведения. Неожиданные свежие метафоры и эпитеты Грина завораживают читателя, вводят его в фантастический мир, созданный писателем. «Была полная ночь; за бортом во сне чёрной воды дремали звёзды и огни мачтовых фонарей. Тёплый, как щека, воздух пахнул морем. Грей, подняв голову, прищурился на золотой уголь звезды, мгновенно через умопомрачительность миль, проникла в его зрачки огненная игла далёкой планеты». Казалось бы, нехитрое повествование уводит читателя в красивую сказку, но каждый понимает – надо только очень желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для её воплощения в жизнь. Чтение повести «Алые паруса» - всегда встреча с прекрасным, воспитание духовности, открытие удивительного мира, в который так легко и ограниченно вводит читателей Александр Грин. Его произведение постепенно раскрывает души молодых героев. Не потому ли современная молодёжь и любит эту романтическую историю, так как «Алые паруса» - это не только красивая сказка, но и реальный путь в ту волшебную страну, которая необходима каждому человеку.
Сериков Евгений.
Говорит на земле Волгограда Вечный огонь солдатский – вечная слава тех, кем фашизм, покоривший Европу, был остановлен здесь
События войны все дальше уходят в прошлое. В школьных учебниках истории им уделяется все меньше места. Это привело к тому, что современные школьники мало знают о героическом прошлом своего народа, своих прадедов. А это недопустимо! В этом году мы все будем праздновать 60 – летие со дня Победы. Да, 60 лет назад отгремела война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война. Нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. …Горит и кружиться планета, Над нашей Родиною дым, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех. Мы за ценой не постоим! Да. За ценой не постояли, бились насмерть наши воины. Всем известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва. Она – Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая станицы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувства долга? Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь. Их теперь не обнять, Не пожать им ладонь. Но восстал из земли Негасимый огонь, Гордый огонь, Светлый огонь. Это павших сердца Отдают до конца Свое яркое пламя живущим. Из поколения в поколение передавались рассказы о Сталинградской битве и в нашей семье. Я горжусь своим прадедом, впрочем, не только я один, а и моя мама и бабушка, которые тоже испытывают чувства гордости за своего отца, деда, прошедшего через страшные годы войны, но сумевшего выжить после двух тяжелых ранений. Хотя, как вспоминал мой прадедушка, Гунькин Михаил Семенович: «одно ранение было легким – в левую руку». Он получил его на III Украинском фронте, вблизи Кривого Рога. Второе ранение было тяжелым – в поясницу. «Хорошо, что не задет был позвоночник, так до победы дошагал», - вспоминал дедушка Миша. Вслушиваясь в его слова, думаешь: «Ведь не о себе думал солдат, не о своих ранах , а о победе». Моя бабушка, вернее прабабушка, не разрешала часто расспрашивать дедушку о войне: причиной тому была страшная болезнь – эпилепсия – тоже последствия войны. В моменты приступов бывший солдат бинтовал себе ноги, руки, рвал одежду, любую, находившеюся у нег под рукой. Вот она – война … крепко и надолго поселилась в подсознании наших предков. Но я все равно вел беседы с моим прадедушкой Мишей. Из его рассказов я узнал, что в 1941 году он призвался, не было еще 18 лет. Сначала его отправили на подготовку ( в учебку), как я понимаю, в Сибирь, везли 22 дня. Воевал на Брянском фронте. Но его воспоминания, память, отдавала почему – то предпочтение боям на Мамаевом кургане. «… Нашей 62 – й армией командовал генерал В.И. Чуйков. Там он и похоронен на Мамаевом…» Я был наводчиком у пушки , а когда на моих глазах убило командира, я стал командиром орудия. Помню жуткий бой: у нас 3 пушки, а немцы с танками, самолетами. На одну пушку приходилось до 20 танков. Воевали в стороне тракторных заводов, по правую сторону от Родины Матери». - Страшно было? – задавал я всегда вопрос, потому, что мне уже от рассказов было жутко - Да, было страшно, - искренне признавался седой солдат. – Но мы понимали, что под Сталинградом решается судьба страны. «Стоять насмерть, ни шагу назад!» - таков приказ Родины. Двести суток длилась Сталинградская битва. Не сбывшейся оказалась мечта Гитлера: овладеть городом за две недели. Город был разрушен. Ни одно другое в мире государство не смогло бы устоять в такой войне. Но советские люди выстояли. И словно в первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь! Февраль, февраль, солдатский месяц – пурга в лицо, снега по грудь. Сто зим пройдет, И сто метелиц, А мы пред ними все в долгу, Февраль, февраль Солдатский месяц Горят гвоздики на снегу. Мой дедушка не дожил до 60 – летия победы три года, но в память о нем передали его награды в школьный музей. И теперь меня охватывает чувство гордости, волнения. С небольшой фотографии на меня смотрит человек в военной форме, ему посвящен в музее стенд. Я счастлив – это мой прадед, оставшись сиротой в 8 лет, он испытал все тяготы и трудности нелегкой жизни. Но именно любовь к своей бабушке, которая проводила его на фронт, помогла пройти всю войну и вернуться живым в свое родное село в дом бабушки Анютки в 1947 году. «После Победы, которая застала дедушку в Латвии, он еще служил в Армии 2 года. Его боевые медали и ордена за боевые заслуги, которые мы рассматривали с ним вместе, теперь я часто вижу в школьном музее. Вот она медаль «За отвагу», а это орден – рубиновая пятиконечная Звезда; медаль «За победу над Германией» и многие другие. Вот такие они наши дедушки. За долгие четыре года войны каждый час чувствовавшие близ своего плеча огненное дыхание смерти, узнавшие. Что солнце может не взойти утром, потому, что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка. Кто их них мы сказать раньше, что зеленая трава может стать фиолетовой. Они не знали еще вещей, которые приходят человеку в мирный будничной жизни: в какой руке держать вилку, нож, как пригласить девушку на танец, но они умело держали оружие, защищая свою Родину, своих матерей, детей и нас. Я знаю, что я должен исполнить желание прадедушки - побывать на Мамаевом кургане, увидеть ту пушку, орудие моего дедушки. Раньше, по словам солдата, на этой пушке была фамилия «Гунькин М.С.» Интересно, сохранилась ли надпись? Хотя сейчас прадедушки уже и нет в живых, но память о нем будет передаваться в нашей семье из поколения в поколение. Не судите нас строго, солдаты! Видно, выпал нам жребий иной. Мы уже навсегда виноваты Перед вашей святой сединой. Вы свои не склонили знамена И святынь не отдали врагу Перед каждым из вас поименно Мы в большом неоплатном долгу. |
|