Сайт Верхнебыковсой ООШ
|
Призёр Всероссийской Олимпиады
|
1класс. «Мой дом».
Тема 1. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Тема 2. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные. Практическая работа. Лепка интерьера.
Тема 3. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно), используя семейные фотографии.
Тема 4. Отношение в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных сказках, социально-бытовых сказках. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими. Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.
Тема 5. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Тема 6. Я и моё имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Игры с использованием имён.
Тема 7. Семейные вечера и праздники. Традиции каждой семьи. «Вся семья вместе, так душа и на месте».
Тема 8. «Дом, дом, открой свою тайну»! Старинные обряды и обычаи, связанные с жизнью дома.
Тема 9. «Привычка к труду благородная».
Тема10. Обобщающий урок. Праздник «Семья моя – мой талисман».
2класс. «Народный фольклор».
Тема 1. Фольклор – духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества. Практическая работа. Оформление альбома «местный фольклор».
Тема 2. Детский фольклор. Что такое потешка, прибаутка, пестушка? Практическая работа. Разучивание понравившихся потешек, пестушек, прибауток.
Тема 3. Колыбельные песни. Истоки колыбельной песни. Практическая работа. Оформление альбома «Песни моего детства».
Тема 4. Шуточный детский фольклор. Что такое частушка, дразнилка? Виды частушек. Школьные частушки. Практическая работа. «Сочиняем частушку».
Тема 5. Жанры детского фольклора. Что такое заклички, приговорки, выкрики?
Тема 6. Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Виды сказок. Чтение сказок и анализ. Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
Тема 7. Русские народные сказители Воронежского края. А.Н. Королькова. Сказки А.Н. Корольковой. Практическая работа. Иллюстрирование сказок А. Н. Корольковой.
Тема 8. Русские народные сказители. А.К. Барышниковой. Сказки А.Н. Барышниковой.
Тема 9. Русские народные сказки в обработке Афанасьева. Сказки Афанасьева.
Тема 10. Обобщающий урок. Праздник «Русский фольклор».
3класс. «Обряды и обычаи».
Тема 1. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
Тема 2. Народные праздники осени. Народное название осенних месяцев, народные осенние праздники: Сдвиженье, Покров, Казанская … Практическая работа. Собирание материала и оформление газеты «Краски осени».
Тема 3.Осень – пора свадеб. Как прадзновали свадьбы на Руси. Практическая работа. Разучивание хороводных свадебных песен.
Тема 4. Осенние ярмарки. Как праздновали конец уборки урожая на Руси. Практическая работа. Праздник «Расчудесный урожай».
Тема 5. Народные праздники зимы. Народные названия зимних месяцев, народные зимние праздники: Юрьев день, зимний Никола, Новый год, Рождество, Крещение, Масленица… Практическая работа. Рисование на конкурс «Лучший новогодний костюм».
Тема 6. Рождество. Праздник Рождество Христово. Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.
Тема 7. Масленица – семь дней гуляют». Как отмечали Масленицу на Руси. Практическая работа. Разучивание приветствий Масленице.
Тема 8. Весенние праздники. Народное название весенних месяцев, народные весенние праздники: Великий пост, Благовещение, Вербное, Пасха… Практическая работа. Рисование пасхальных яиц.
Тема 9. Летние праздники. Народное название летних месяцев, народные летние праздники: Троица, Ивана Купала, Ильин день…
Тема 10. Праздник Русской берёзки.
4класс. «Выдающиеся люди Воронежского края».
Тема 1. Люди творчества. Кто они? Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение».
Тема 2. И.С. Никитин. Очерки жизни и творчества. Жизнь и литературная деятельность И.С. Никитина. Заочное путешествие в дом- музей и к памятнику И.С. Никитину. Практическая работа. Разучивание понравившихся стихов.
Тема 3. А.В. Кольцова. А.В. Кольцов как один из крупнейших создателей русской песни. Творческий путь А.В. Кольцова. Заочное путешествие в дом-музей и к памятнику А.В. Кольцову. Практическая работа. Работа над детским журналом «Сочиняем стихи».
Тема 4. С.Я. Маршак – детский писатель. Творчество С.Я. Маршака. Чтение стихотворений.
Тема 5. Литературная гостиная. Конкурсное чтение стихотворений местных поэтов. Практическая работа. Разучивание понравившихся стихотворений.
Тема 6. Г.Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. Г. Троепольский. Жизнь творческий путь писателя. «Белый Бим Чёрное ухо». Практическая работа. Чтение отрывка «Белый Бим Чёрное Ухо».
Тема 7. И.Н. Крамской – великий русский художник. Знакомство с творчеством И.Н.Крамского. Заочное путешествие в музей имени И.Н. Крамского. Практическая работа. Рисование картин родного края.
Тема 8. М.Е. Пятницкий – собиратель русской песни. Жизнь и творчество М.Е. Пятницкого.
Тема 9. Воронежский государственный русский хор. М. Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни. Создание Воронежского государственного русского народного хора. Хор и война. М Мордасова – народная артистка СССР. Е. Молодцова – заслуженная артистка России. Практическая работа. Разучивание частушек и песен воронежского края.
Тема 10. Обобщающий урок – викторина «Знаете ли вы их имена?»
5класс. «Родная школа».
Тема 1. История школы. Устный рассказ, изучение накопительной информации в музее.
Тема 2. Учителя школы. Рассказ о заслуженных и лучших учителях школы, посещение учителей – пенсионеров для оказания помощи – тимуровская работа. Практическая работа. «Всё это школьной истории строки» - поисковая работа и сбор информации для стенда.
Тема 3. Трудовая жизнь в школе. Знакомством с режимом школы, правилами распорядка в старших классах. Практическая работа. Конкурс рисунков «Рисуем родную школу»
Тема 4. Экскурсия в школьный музей. Знакомство со школьным музеем. Практическая работа. Работа с экспозицией музея.
Тема 5. Рисуем родную школу. Практическая работа. Конкурс на лучший рисунок «Родная школа».
Тема 6. «Салют пионерии!». История пионерской организации, сбор материала о лучших пионерах школы в разное время, пионерские дела и традиции. Практическая работа. Оформление альбома «Салют пионерии!».
Тема 7. «Школа будущего». Проведение диспута «Что я хочу изменить в своей школе», написание сочинений на тему «Какой я вижу свою родную школу». Практическая работа. Конкурс на лучшее сочинение.
Тема 8. «Отцы и дети». Сбор информации о бывших выпускниках школы, о приобретённых ими профессиях. Практическая работа. Оформление альбома.
Тема 9. «Моя школа лучше всех». Работа на территории школы с целью благоустройства: разбиение клумб, наведение порядка.
Тема 10. Обобщающий урок. «Праздник в родной школе.
6класс « Моё село». Тема 1. Моё село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей. Практическая работа. Работа с краеведческим материалом.
Тема 2. Заочное путешествие по селу. Чем отличается село от деревни? Практическая работа. Рисование старинного села.
Тема 3. Моя улица. История названий улиц, их роль в жизни современного человека. Название улиц, прилегающих к школе. Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
Тема 4. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку? Практическая работа. Конструирование крестьянской избы.
Тема 5. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.
Тема 6. История одежды. Традиционный народный костюм: праздничный, будничный. Особенности костюма Воронежского края. Практическая работа. Рисование элементов народного костюма.
Тема 7. История вещей. Как создавались вещи народного быта. Практическая работа. Составление загадок о предметах быта. Пословицы и поговорки.
Тема 8. Язык народа. Диалекты родного края. Практическая работа. Составление словаря диалектов села.
Тема 9. Экскурсия к памятнику.
Тема 10. Выдающиеся люди села. Путешествие по стендам школы «Им Родина вручила награды».
7класс. «Воробьёвка – наш район».
Тема 1. Воробьёва – наш райцентр. Знакомство с достопримечательностями, промыслами района.
Тема 2. Герб и флаг Воробьёвского района. Практическая работа. Изготовление из пластилина и цветной бумаги символов района.
Тема 3. История села Воробьёвка.
Тема 4. История Воробьёвского района. Знакомство с историей района. Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, исторических документов о районе.
Тема 5. Люди творчества – поэты. Знакомство с творчеством Б.Солянникова, А. Скулова, Л. Серенко, Л. Уваровой и др. Практическая работа. Литературная гостиная чтение понравившихся стихов.
Тема 6. Воробьёвка песенная. Знакомство с жизнью и творчеством А.И. Ивониной, А.В. Сорокина.
Тема 7. «Русь песенная! Русь мастеровая!». История фестиваля в Ломах.
Тема 8. Районная газета. Редакция. Её состав. Структура газеты. Её разделы. Практическая работа. Выпуск классной газеты « Наш класс».
Тема 9. «Край мой родниковый». Что такое родник? Родники района и своего села. Практическая работа. Облагоустраивание родника.
Тема 10. Игра – развлечение «У ворот хоровод».
8класс. «Воронеж – областной город».
Тема 1. «Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Практическая работа. Конкурс рисунков «Древний Воронеж».
Тема 2. Поэты, писатели, историки - краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота. В. Загорский, А. Аббасов, И Никитин, с. Попов, М. Кривцова и другие о строительстве парусно-гребного флота в Воронеже. Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, повестей.
Тема 3. Век девятнадцатый. Отмена крепостного права 1861год. Жизнь и быт крестьян. Практическая работа. Чтение рассказов, стихов.
Тема 4. Балы и развлечения в жизни дворян. Жилище и одежда дворян. Досуг. Балы. Этикет. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания. Практическая работа. «Нарисуй костюм дворянина».
Тема 5. Революция в Воронежском крае (1905 – 1917гг). Что такое революция? Революция в Воронежском крае. Практическая работа. Работа с иллюстрациями.
Тема 6. Русская ярмарка. Подготовка и проведение театрализованного представления.
Тема 7. Дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия. Практическая работа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом Воронеже».
Тема 8. Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра Ⅰ в Воронеже. Заочная экскурсия к памятнику Петра Ⅰ. Практическая работа. Каким ты представляешь себе царя? Рассказ.
Тема 9. Достопримечательности города Воронежа. Рассказ о памятниках истории и культуры на территории города Воронежа. Театр драмы имени А.В. Кольцова. Старый театр – памятник культуры. Театр и великие актёры прошлого. (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевский, Е. Мартынов). Новый театр и его постановки. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета. Заочное путешествие в театры города Воронежа.
Тема 10. Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственной жизни города.
9класс. «Воинская доблесть».
Тема 1. История на карте. Отличительные особенности географической и исторической карты Воронежской области. Практическая работа. Работа с картой.
Тема 2. Суровые годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Наш край в период оккупации. Практическая работа. Работа с картой.
Тема 3. Герои – защитника села. Рассказ о защитниках края. Практическая работа. Встреча с ветеранами.
Тема 4. Под славными знамёнами. Экскурсия в школьный музей.
Тема 5. Памятники воинской славы в моём селе. Экскурсии к памятнику, к мемориальной доске.
Тема 6. Герой СССР в моём крае – Гудимов И.К. Мой земляк – герой Советского Союза. Практическая работа. Экскурсия к мемориальной доске.
Тема 7. По страницам Великой Отечественной войны. Поэты и писатели родного края о войне. Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, разучивание песен о войне.
Тема 8. Тыл и труд. Трудовой подвиг жителей Воронежского края в Великой Отечественной войне. Практическая работа. Экскурсия в музей.
Тема 9. Разгром немецкой армии. 25января – освобождение Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.
Тема 10. Обобщающий урок. «Знай героев родного края».
10 класс. «Памятники старины».
Тема 1. Что такое культурное наследие, что такое культура. Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов. Практическая работа. Работа с репродукциями картин.
Тема 2. Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Заочное путешествие в краеведческий музей. Практическая работа. Игра «Моя профессия экскурсовод».
Тема 3. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, обычай, ритуал и т.д.). Практическая работа. «Нарисуй исторические источники и отнеси их к какой-либо группе».
Тема 4. Путешествие в страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями Воронежского края. Практическая работа. Литературная гостиная (чтение стихов поэтов Воронежского края).
Тема 5. Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век». Практическая работа. Работа с «лентой времени».
Тема 6. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник. Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Практическая работа. «Нарисуй предмет, который хранят в твоем доме как реликвию» - творческое задание.
Тема 8. Воронеж – колыбель русского флота. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья. Практическая работа. Конструирование кораблей.
Тема 9. Церковные и архитектурные памятники. Церковь в твоем крае. Практическая работа. «Найди на рисунке русскую церковь и дорисуй недостающие детали».
Тема 10. Обобщающий урок. «Люби и знай свой край».
11 класс. «Я – гражданин».
Тема 1. Я – гражданин России. Права и обязанности граждан России. Практическая работа. Групповая игра «Узнай свои права».
Тема 2. Государственная символика России. Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и города Воронежа. Практическая работа. «Нарисуй эмблему своего класса» - творческое задание.
Тема 3. Воронеж – столица Центрального Черноземья. Кто такой президент? Кто такой губернатор? Государственная дума. Мы и наши соседи.
Тема 4. Наши праздники. Государственные праздники, дни села, семейные личные праздники.
Тема 5. «Каждый правый имеет право». Правовое воспитание в обществе.
Тема 6. Воспитание толерантности. Воспитание в человеке положительных качеств.
Тема 7. «Моя малая родина».
Тема 8. Наши права и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика.
Тема 9. Интеллектуально-познавательная игра «Мы должны знать, с чего все началось».
Тема 10. Обобщающий урок «Я причастен к России».
ЛИТЕРАТУРА Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы – патриоты!». Москва 2006 г «Восход» - районная газета. Голубева Я.В. «Проблемные классные часы 10-11кл.». издательство «Учитель» 2006г Губанова Е.Н. «Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе». Воронеж 2003г. Екимчева Н.Е., Иофина И.О.«Русский национальный календарь». Москва 2006 г. Загоровский В.П. История воронежской области. Воронеж, 1976г. «Календарь школьных праздников». Москва, 2006г. Материалы школьного музея.
|
|